МЕТРИКА ИМПЕРАТОРСКАГО МОСКОВСКАГО АРХЕОЛОГИЧЕСКАГО ОБЩЕСТВА

 

ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 75. Лл. 32-36. Метрики церквей г. Коломны. Церковь Казанская села Богдановка

МЕТРИКА

ИМПЕРАТОРСКАГО

МОСКОВСКАГО АРХЕОЛОГИЧЕСКАГО ОБЩЕСТВА[1]

 

По описи № 571

 ДЕЛО

Московская губ. Коломенскаго уезд

Казанская церковь с. Богдановка

 Началось 1887

Кончилось 1887

 Листов 5

 Метрика

№ 605 (Акад. Худ.)

 1. Церковь построена по имя иконы Казанския Божия Матери.

 2. Приходской храм.

 3. Документальных известий и надписей на церкви или дверях о времени ея построения никаких нет. Народное же предание говорит только, что она построена в очень давнее время, время же ея построения не может указать и приблизительно.

 4. Зданием церковь каменная.

 5. Храмоздатель неизвестен документально, но народное предание говорит, что она построена владельцами села господами Желтухиными.

 6. Означенная церковь находится в селе Богдановке Коломенскаго уезда. С окружающим ея селом основана на гористой местности.

 7. Церковь старинная, позднейших пристроек в ней нет.

 8. Церковь построена из двух квадратных частей: главного храма и трапезной. Одноэтажная.

 Алтарь состоится из одного полукружия.

 Длина церкви 16 аршин, ширина 8 аршин, вышина главного храма 14 аршин, трапезной 7 аршин, алтарь в вышину 7 арш., длину 6 аршин, ширину 8 аршин.

 Церковь построена вся из кирпича, фундамент же каменный.

 Кирпич обыкновенный, обожженный, кладен на ребро; клеймов на нем не видать. Стены сохранились в первобытном виде, только в позднейшее время были с наружной стороны белены, а внутри расписаны. Связи неизвестны. Внутренние стены имеют пустые места, в некоторых из них сделаны шкафы.

 Наружные стены гладкия, без всяких украшений. Пояса вокруг церкви или других каких обозначенных в сем пункте вопросов, предметов никаких нет.

 18. Над алтарем кровля полукруглая, над главным храмом почти нет, так как фонарь почти во весь храм, от него же лишь небольшая кровля на четыре ската; над трапезной же церковью кровля на два ската. Кровля крыта железом, окрашена краской. Старая. Кокошников нет.

 19. Прямо над сводами устроен фонарь с окнами, без украшений. Над фонарем гладкая шея.

 20. На церкви одна глава над главною частию ея, крытая железом и окрашена краскою.

 21. Крест на главе, как и над входом, медный, 4-х конечный, цепей нет, а на вершине креста – на главе находится корона, на подножии полулуние.

 22. Окна невысокия, но широкия, вверху закругленные, помещены над цоколем. В алтаре одно окно с восточной стороны. В главном храме одно окно с северной стороны и два с южной. В трапезной церкви по одному с северной и южной стороны окну. Перемычки в окнах прямые. Решетки железныя в виде железным полос с крючьями по сторонам. Ставней и прочих предметов, показанных еще в сем пункте вопросов, более никаких нет.

 23. Входных дверей в церковь имеется две: одна с северной стороны вся железная, другая с западной деревянная, обитая листовым железом. Обе двери окрашены краской; украшений на дверях нет. Петли простые. Наличников нет.

 26. Внутренность храма устроена также, как и наружность (см. отв. На 9 и 10 пунк. воспр.). Алтарь, который во всей церкви один отделяется каменною стеною и двумя пролетами (царские и северные двери). Притвор или трапезная церковь отделяются от главной каменною стеною с одним пролетом.

 27. Своды устроены в виде круговой дуги, без столбов. В главном же храме котловые для сквозного фонаря. Арками своды не разделяются, а как сказано в пункте 14 ответов есть углубления, предназначенные неизвестно для чего, из некоторых сделаны шкафы.

 29. Лепных украшений и прочих предметов, обозначенных в сем пункте вопросов, нет, а впадины, как выше сказано есть и в них устроены шкафы для книг и прочих предметов.

 30. Пол во всем храме одинаковый из лещадей.

 31. Алтарь без разделений. Свод в алтаре дуговой без столбов. Голосников нет. В алтаре с восточной стороны одно окно. Пол в алтаре ровен с полом амвона, возвышающимся на одну ступень. Переделок в алтаре никаких не было.

 32. Престол деревянный, с деревянною доской; над помостом алтаря ступенями не возвышается. Листом престол не обложен и надписей нет. Ширина, длина и вышина престола по 1,5 аршина.

 34. Горнее место устроено на открытом месте. Сени над ним и оконных изображений святых нет.

 36. Деревянный жертвенник вышиной в 1,5 аршина, шириною и длиною по 1,25 аршин, помещается в одном с престолом алтаре на открытом месте.

 37. Иконостас старого устройства, без украшений, позолоты и резьбы. Крашен краской.

Царския двери из двух створов деревянные резныя, частию золоченыя, частию серебреныя. На царских дверях резныя изображения Херувимов, Благовещения и во весь рост четырех Евангелистов. Подробное описание царских дверей по их оригинальности трудно и архитектура их достойна особого внимания Академии Художеств.

 38. Солея, возвышающаяся на одну ступень помоста храма, каменная, решеткой не отделена.

 39. Амвон каменный, сени над ним нет.

 40. В трапезной части храма находится каменный памятник со следующей надписью: на одной стороне: 1753 года Февраля 17 дня в 10 часов пополуночи представился раб Божий Дятстанскаго (?) полка поручик; с другой: Устин Григорьев сын Желтухин от роду имел 36 лет и погребен Февраля 27 дня под сим камнем. Имя мастера неизвестно.

 48. Над западною дверью находится возвышающаяся в три яруса звонница с двумя арками во втором ярусе и с одной в верхнем, в означенных трех арках висят три колокола. Надписей на колоколах нет. Бил не сохранилось.

 51. Как сказано выше в пункте 48 ответов на звоннице три колокола без надписей.

 52. Стены церкви все расписаны иконописным письмом в позднейшее уже время. Живопись изображает собою разные события из Евангельской истории и лики святых. Изображений же Князей, царей и т.п. нет. Снаружи на фонаре были иконные изображения, но от времени почти незаметны стали. Были ли под штукатуркою или в настоящее время есть мозаики или фрески достаточно неизвестно, но надо предполагать, что их нет и не было.

 53. Все иконы в иконостасах старого письма, но местная икона Казанския Божия Матери надо предполагать более других древняя; Византийскаго письма. Надписей же на иконах никаких нет. Дальнейшее сохранение их обеспечено недостаточно.

 54. Чудотворных икон нет, а местная икона Казанския Божия Матери особенно чтима, как по преданию в очень давнее время привезенная из Казани.

 55. Как сказано выше иконы в иконостасе древние и сохраняются в первобытном виде.

 56.Икона Казанския Божия Матери начала приходить в ветхость.

 60. На иконах есть привешенные кресты, но древность их сомнительна. В церковной ризнице сохраняются потир древний, оловянный и железный ковчег и железные брачные венцы. Надписей на них нет.

 67. В алтаре имеется каменная умывальница для священнослужителей, столпообразная.

 69. Если бы Императорская Академия Художества пожелала иметь фотографии самой церкви или царских врат, то особого затруднения не представилось бы пригласить фотографа из находящейся в 18 верстах Коломны.

 1. Ответы на предложенные вопросы давал села Подберезников священник Михаил Васильев Троицкий.

 2. Воспитывался отвечающий в Московской духовной Семинарии в коей окончил курс в 1879 году.

 3. Тридцати лет, священников состоит с 1880 года.

 4. Составлена 1887 года, Апреля 17-го дня.

 [д. 22]

 Уроженцы Московской епархии.

Архиепископы:

Моисей (Матвей Богданов-Платонов) экзарх Грузии (…- 1834) сын дьячка Коломенского уезда с. Богдановского, родился ..., умер в 1834 году.

 От построенной в XVIII в. церкви Казанской иконы Божией Матери в с. Богдановка сохранился только подклет.

ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 75. Лл. 263-264. Метрики церквей г. Коломны. Церковь Казанская села Богдановка.

Метрика № 305 (Акад. Худ.)

1. Во имя Архистратига Божия Михаила состоящая Московской губернии Коломенскаго уезда, в селе Федосьине.

3. Церковь построена в 1762-м году.

4. Деревянная.

6. Церковь находится в селе Федосьине Коломенскаго уезда. Основана на ровном месте.

9. Церковь построена стопообразно верх состоит из 8-ми граней. Одноэтажная.

10. Алтарь церкви состоит из пяти граней.

11. Размеры церкви в вышину 45-ть арш. Длина храма 50-т аршин, ширина храма 10-ть арш.

13. Церковь обшита тесом, резьба не имеется.

16. Карнизы из теса в виде поясков.

18. Кровля на сводах храма дуговая на все скаты, железная, окрашена масляною краскою.

19. Фонарь устроен прямо над сводом храма, на фонаре имеется шея.

20. На церкви глава одна, покрыта железом и окрашена масляною краскою.

21. Крест на главе деревянный обит железом, осьмиконечный, цепей не имеется. На вершине креста ничего не имеется.

22. Окна в храме 4-х угольныя в 4-ре просвета обшиты из внутря и снаружи наличниками. Решетки в окнах железныя, в 4-ре столбика.

23. Дверей в храме две деревянныя обшиты листовым железом. Петли на дверях простыя.

25. Паперть устроена с одной стороны.

26. Церковь внутри устроена в виде квадратной палаты. Алтарь от храма отделятся иконостасом. Приделов в храме нет.

27. Свод храма устроен без опоры на столбах.

30. Пол деревянный одинаковый.

31. Алтарь без разделения. Окон в алтаре три. Помост возвышается на 2 ступени.

32. Престол деревянный, ширина престола 1 арш. и 2 верш., таковая же долина, вышина 1 арш. 6 ½ вершков.

36. На левой стороне Св. престола находится жертвенник деревянный вышина его 1 арш. 6 ½ верш. долина и ширина по 14 вершков.

37. Иконостас столярной работы о 3-х ярусах окрашен голубою краскою.

Царския двери состоят из 2-х створов резныя, над царскими вратами в резном сиянии резной позлащенный на подобие потира сосуд.

38. Солея пред алтарем деревянная на 2 ступени выше помоста храма, решеткою не отделена.

39. Амвон полукруглый.

40. Клиросы устроены угольником приставлены к стенам.

50. Колокольня построена в 1824 году столпообразно, изображений и надписей нет.

51. Колоколов 5-ть, слиты в Царствование в Бозе почившаго Государя Императора Александра II.

2. Ответы на предложенные вопросы давал священник села Федосьина, Александр Федоров Бардинский.

2. Воспитывался отвечающий в Семинарии Вифанской.

3. 43-х лет, священствует 6 лет.

4. Составлено 1887-го Марта 30-го дня.

 



[1] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 75. Лл. 32-36.

[2] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 75. Лл. 263-264.