«Семья священника всегда должна ставить интересы Церкви выше своих интересов»

Источник: http://pstgu.ru/fdo/news/2016/02/15/63548/

Матушка Лия, на XIV Международных Образовательных  Рождественских чтениях 
Вы представляли доклад, в котором живо и непосредственно, опираясь на личный опыт, описали трудности и радости семьи сельского священника, роль супруги священника в жизни семьи и прихода. В чем, по Вашему мнению, основное отличие семьи священника от любой другой семьи?


Главное отличие  семьи священника от иной другой семьи  заключается в том, что семья священника  всегда должна ставить интересы Церкви выше своих интересов, как сказал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, обращаясь к священству: «Чтобы у вас хватало мудрости и самоотверженности ставить порой свои интересы, в том числе семейные, ниже интересов церковного служения, а значит, в каком-то смысле ущемлять самих себя, идти  на какие-то жертвы. Без этого не может быть успешного служения священников и счастливой семейной жизни духовенства». Священник отдает себя пастве, и матушке приходится делить мужа еще с кем-то, со смирением принимать то, что батюшка редко бывает дома. 

Наверное, в деревне батюшке и матушке приходится быть всегда на виду.
Трудно держать такую высокую планку: и в поведении быть примером для окружающих, и дом с хозяйством в порядке содержать?


Да, двери дома  деревенского священника всегда  открыты. Если что-то происходит в деревне, люди всегда направляются к батюшке. Пожар, личные трагедии, помощь больному, разрешение конфликтов и многое другое. У семьи священника нет своей личной жизни, личного пространства - семья священника живет жизнью деревни, как радостями, так и бедами. Хозяйство семьи деревенского священника, начиная с чистоты и уюта в храме, порядка в доме и огороде, должно поддерживаться в достойном состоянии, ведь деревенские люди судят о батюшке не только по сказанной им проповеди в храме, но и по каким-то бытовым моментам. И в этом случае часто на плечи матушки ложится обязанность поддержания порядка. Трудно, но приходится соответствовать этим требованиям, ведь с семьи священника берут пример.

Матушка Лия, а Вы с батюшкой родом из деревни?
С детства ходили в храм?


Нет, мы с батюшкой из "путешественников" - я из семьи военного, а батюшка из семьи мостовика. Все наше детство - это путешествие по нашей необъятной стране. Меня в храм привела бабушка, а отец Андрей пришел к вере самостоятельно в зрелом возрасте. Наша семья достаточно молодая, ей всего шесть лет. В данный момент мы служим в Казанском храме деревни Богдановка Коломенского района. Храм маленький, но очень уютный, многие с улыбкой называют его "домовым", так как сама обстановка в нем, службы, праздники проходят в узком дружеском кругу прихожан. Проживание и служение в деревне сделало нашу семью более сплоченной, ведь многие радости и трудности приходится делить на двоих.

Матушка, заканчивая учиться у нас на Факультете дополнительного образования, Вы в аттестационной работе рассматривали волнующие Вас вопросы о трудностях и проблемах, стоящих перед семьей сельского священника на приходе.
С какими реальными проблемами пришлось столкнуться Вам с батюшкой на приходе? 
Какие трудности у жителей деревни Богдановка Коломенского края? 


Все так удивительно! Когда я защитила аттестационную работу на последнем семестре учебы в ПСТГУ, практически со многими проблемами, которые  я там описывала, пришлось столкнуться в жизни на приходе, но и утешения Господь дает большие, для меня не заслуженные!
Насчет проблем. Конечно же, одна из серьезных и давних проблем деревни – проблема пьянства. Батюшке порой приходится  проводить индивидуальную работу с «особым» контингентом: стараться понять, отчего каждый пьет, может беда или это уже болезнь, пытаться по мере сил помочь, пристыдить или пожалеть, дать добрый совет. Ну а остальные проблемы, скорее можно назвать задачами: работа с деревенскими жительницами. Это, скорее, забота матушки. Кому-то помочь словом, пожалеть, помирить с мужем или свекровью. Важная задача – не забыть деревенских ребятишек. Стараться привести их к Богу, научить добру и любви, т.к. не все дети в семьях могут этому научиться, в том числе часто  по причине пьянства родителей. Для этого стараемся организовать Воскресную школу так, чтобы дети с радостью бежали к Богу, ну и чтобы пообедать могли. Наличие больницы или школы в деревне также предполагает особый труд священника – окормление немощных и учащихся. Это еженедельное причастие больных, беседы с ними, а с учащимися - проведение тематических уроков, приобщение школьников  к службе на примере проведения детских Литургий. Ветераны и пожилые люди деревни - это особая категория людей, нуждающихся во внимании. Часто священнику и матушке приходиться посещать их на дому.

Конечно, трудностей много. Нужно выживать и не сдаваться, стараться находить повод для совместного труд и общения: организовывать проведение совместных православных праздников, оказывать помочь храму (почистить снег, помыть окна, последить за подсвечником и т.п.). Когда человек начинает чувствовать себя нужным, когда он понимает, что занят полезным и благим делом, тогда появляется смысл в каждом прожитом дне, и жить становится радостнее и интереснее.

А вспоминаются ли в заботах и трудах годы учебы у нас в университете?
Мы знаем, что вы учились заочно, а учиться  заочникам  ой как нелегко - большой пласт знаний приходится поднимать самостоятельно. Что именно Вам дало обучение в ПСТГУ?


Сразу отвечу на последний вопрос - образование в ПСТГУ мне дало очень многое, а именно толчок идти дальше.

В Свято-Тихоновский университет я поступила с благословения семейного духовника игумена Варнавы (Столбикова). Я считаю, что многим женам священников не хватает богословских знаний, а ведь часто именно матушкам приходиться отвечать на личные вопросы прихожанок.  Знания, полученные за годы обучения на Факультете дополнительного образования ПСТГУ на программе «Теология», помогают мне, опираясь на Писания и Святых отцов, давать грамотные ответы  на разные волнующие деревенских жительниц  вопросы. Действительно, учиться было трудно. Сравнивая  учебу в  светском институте и на ФДО ПСТГУ, можно сказать, что разница очень большая. И  не только в наборе предметов, а именно в осознанном отношении к учебе. Можно сказать духовное образование - это осознанное обучение, некое "впитывание" истин для дальнейшего  применение их на практике.

Привлекала именно программа «Теология»,т.к. именно эта программа дает глубокие  и систематические знания о Боге, о наследии Русской Православной Церкви, о иных религиях. Было не легко, но годы учебы вспоминаются как радостные и плодотворные годы. 

Я очень благодарна нашим преподавателям за то, что они вели нас за руку все годы обучения, поддерживали, объясняли, направляли и, конечно же, делились бесценным опытом.

Спаси Господи за теплые слова, матушка Лия. Думаю, нашим преподавателям очень важно услышать отзыв одной из выпускниц факультета. 
Что-нибудь пожелаете тем, кто еще «грызет гранит богословских знаний
»?

Я бы хотела сказать поступающим на программу "Теология", что если кому-то выпала возможность учиться - учитесь, думайте, узнавайте и несите знания и опыт, которые вам дадут годы учебы в университете  в свои семьи, в свою профессию, в окружающую нас с вами жизнь.
Ну и, конечно, всем желаю помощи Божией в трудах!

И Вам с батюшкой помощи Божией в трудах на благо Церкви!
Всегда  ждем Вас и всех наших выпускников, свято-тихоновцев, в гости на факультет.
Если Бог даст, приедем в гости и к вам в Коломну!