В православном вестнике «Приход» №6 (132) ноябрь 2016, опубликована статья супруги настоятеля Казанского храма д. Богдановка Зекуновой Л.А - «Духовно-эстетическое воспитание сельских детей».
Сайт журнала: http://vestnik.prihod.ru/svezhij-nomer/
Выдержка из статьи:
Было высказано мнение Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства[1], что искусство воспитания детей − почти всегда недооценивается и продешевляется; к нему и доселе подходят так, как если бы оно было доступно всякому, кто способен физически рождать детей; как если бы существенным было именно зачатие и рождение, а остальное − именно воспитание − было бы совсем не существенно или могло бы делаться как-то так, «само собой». В современно мире так и происходит. Родители на работе, дети предоставлены сами себе. Как они научатся чему то доброму, как станут лучше, если не уделять их воспитанию особого внимания? Вот для этого и существуют воскресные школы, где преподаватели прививают чувства сострадания, знакомят с эстетикой – формой прекрасного в природе и жизни.
Огромный спектр возможностей духовно-эстетического воспитания детей − это участие их в богослужении и жизни храма. В нашем храме принято, что после окончания Евхаристического канона дети раздают прихожанам 33-й псалом (благодарственный), и под руководством клироса весь храм его поет. Также дети следят за свечами, помогают разливать запивку и раздавать просфоры, протирать иконы, а старшие ребята следят за маленькими в храме, научают их правильно креститься и петь молитвы соборно. Это участие помогает юным прихожанам понять, как важна их помощь, что они являются важной частью прихода, соучаствуют в службе, а со временем дети начинают понимать ее. Знают, когда какие молитвы читают, когда начинается Причастие, и как важно выучить молитвы «Отче Наш» и «Верую» не только чтобы их совместно петь, но и осознавать их значение.
Тем самым дети приучаются к красоте и благолепию службы в храме. Следуя словам Василия Великого: «Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние»[2], необходимо не упустить нежный возраст детей и своевременно приобщать их к созерцанию, важной составляющей жизни каждого христианина – участию в службах и приобщению Христовых Таинств.