История храма

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, что в селе Богдановка, возродился из пепла и руин. Но возрождённый ныне, он даёт нам хлеб духовный и несёт покой в наши души.

В истории Православия часто сама Царица Небесная и святые указывали место строительства храмов и монастырей. Село Богдановка и его церковь находятся в живописном месте на высоком холме, с которого в ясный день как на ладони видны подмосковные поля, леса, река Осёнка и близлежащие селения. Ещё в дохристианские времена здесь были поселения людей, о чём свидетельствуют найденные в XIX в. А.М. Анастасьевым пять курганов. Само село появилось гораздо позже. Впервые о нём упоминается в Писцовых книгах за 1577­-78 гг.: «В поместье было за Петелею за Бабиным: пуст., что была дер. Богдановская, на враге на Богданове». Достоверно, что в XVI в. северо­западная часть Коломенского края продолжает осваиваться. Видимо, в это время и образовалось селение. Оно расположено на старой дороге, которая соединяет Коломну с большим торговым селом Малино. Здесь проходил древний водный путь по Москве­реке и её притокам – Северке и Коломенке, и две сухопутные дороги из Коломны: в Москву и Каширу. Уездный город был соединён с большим селом Малино дорогой, проходившей через множество сёл и деревень, в том числе и через Богдановку. Если следовать из Коломны по этой древней дороге в сторону Малино, то мы и сейчас встретим на своём пути церковь в честь святителя Николая в селе Яганово (Ступинский район). Она была перестроена из часовни, которую в XIV в. возвёл благоверный князь Дмитрий Донской, чтобы совершать поминовение воинов, погибших на Куликовом поле. Возможно, эта небольшая церковь, перестроенная тщанием помещика Георгия Маркова, послужила в дальнейшем проектом Казанского храма.

Коломенский уезд в прошлые века делился на станы, среди которых был и Микулин (по своим размерам он получил название Большой), который ведёт свое начало от сельца Микульское, существовавшее ещё при Иване Калите. Великий князь Московский Иван Калита в своей духовной грамоте отдал сельцо Микульское сыну Симеону: «Се дал есмь сыну своему большему Семеону... Коломну, со всеми коломенскими волостями... сельце Микульское».

То время нельзя назвать мирным. Неподалёку, по Оке (у Каширы и Коломны), шла засечная оборонительная линия от набегов крымских татар. Но тем не менее земледелие развивалось, на этом месте стали поселяться крестьяне, тем более что место это было не только весьма живописным, но ещё и доходным. Дороги позволяли вести торговлю, в реке водилась рыба – всё это благоприятствовало развитию села.

Если деревня в Московском княжестве XIV в. – это свободное христианское поселение на осваиваемых землях, то через два столетия все деревни оказались помещичьими или монастырскими. Скорее всего, село Богдановка было рядовым. Его жители сеяли рожь, держали скот, платили подати или налоги. Что касается землевладельца, то им мог быть один из служилых людей. Известно, что уже в XV в. в Коломенском уезде началась массовая раздача поместных владений. Поместье можно было пожаловать в награду, можно было и отобрать за провинность. Вотчины же наследовались детьми бояр. Так, сельцом Богдановским, что в Федосьинской волости Коломенского уезда, в XVIII в. владел поручик Григорий Яковлевич Желтухин. Известно, что это был человек семейный, благочестивый и состоятельный. Он задумал выстроить церковь в честь Казанского образа Божией Матери, который сам же привёз из Казани. В 1715 г. заложили фундамент будущей церкви, но построить её Г.Я. Желтухин не смог – то ли по причине нехватки денег, то ли по состоянию здоровья.

По мнению исследователя Г.И. Бычкова, церковь была построена только в начале XIX в., но не позже 1833 г. И только недавно удалось обнаружить в Российском государственном архиве древних актов документ, в котором указывается не только точная дата начала постройки этого храма, но и приводятся сведения о его строителях. Из этого документа, составленного в марте 1748 г., следует, что поручик Богдан Григорьевич Желтухин решил достроить храм, который начал возводить его отец. Это произошло в 1748 г., в царствование Елизаветы, при епископе Коломенском и Каширском Савве. В РГАДА сохранился договор­подряд о том, что белокаменный храм взялись строить костромские крестьяне из Ипатьевскрго монастыря Емельян Крылов с сыном Василием и артелью из девяти человек. Подрядчики гарантировали качество своей работы, но обещали: если за год с храмом что­то случится, они бесплатно возведут его заново. Храм решили строить из белого камня, небольшим по размерам, без всяких пристроек, прямоугольной формы, замыкая с восточной стороны полукруглой алтарной частью. Как значилось в описании, на центральной части здания, выстроенного по типу восьмерик на четверике, располагался световой барабан с маковкой. На западном фронтоне храма была поставлена двухъярусная трёхпролётная колокольница из кирпича. Она состояла из трёх столбов в ряд, на которых перекинуты полукруглые арки, а на замках этих арок – ещё два столба, перекрытые также полукруглою аркою. Следует сказать, что на территории Коломенского уезда до 1929 г. это был единственный храм с такой колокольницей. Таковым он остаётся и до нашего времени. Известно из документов, что строители взялись возвести храм с марта по октябрь. Церковь получилась одноярусной, из трёх частей: алтаря, четверика и трапезной. Строители сдержали слово – работы были выполнены в срок. Наконец­то богдановцы обрели свой храм! Он не блистал особой красотой, на стенах были росписи с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов, иконы – без украшений, но особо чтилась прихожанами икона Казанская Божьей Матери.

С 1748 по 1792 гг. владельцем села был Б.Г. Желтухин, и поскольку церковь являлась ружной, причт церковный содержался на деньги этого помещика.

Гроза двадцатого века

В конце XIX – начале XX вв. Россия наслаждалась изобилием благ. Она питала всю Европу своим хлебом, Запад изумлялся стремительному развитию её промышленности. В России богатые богатели, но и рабочие с крестьянами жили в достатке.

Как свидетельствует один из документов того времени, к концу XIX в. в с. Богдановка насчитывалось 25 дворов, 104 жителя, земли – 226,2 дес., пашни – 170,8 дес., 8 дес. лесных угодий, 4,4 дес. неудобной земли, 16 рабочих лошадей, 22 головы крупнорогатого скота, 74 овцы и т.д.; в 1897 г. здесь было высеяно 66 четвертей ржи, 62 четверти – овса, льна, гречихи.

Какой была Казанская церковь в начале XX в., можно узнать из путевого дневника путешествия графа П.С. Шереметева по деревням Коломенского уезда с 24 августа по 14 сентября 1902 г.: «Миновали село Богдановку с белой церковью на высокой горе и звонницей. Вечерело. <...> Пора было поворачивать в обратный путь. Мы заранее заказали на дороге обед, и в Субботове, в одной из изб, нас дожидался накрытый стол. Оттуда мы поднялись на высокую гору в село Богдановку, некогда усадьбу Желтухина. <...> У самой церкви, сохранившей древнюю звонницу, нам встретилась целая ватага мастеровых. На вопрос, не иконостасцы ли они, они с гордостью отвечали: «Мы не иконостасцы, мы живописцы». Церковь была ещё отперта, и мы вошли. Тут же был и сам обновитель. Вся внутренность церкви была свежевыкрашена масляной краской, и трудно было сказать, было ли что либо в ней до того. Новые краски были самые яркие и жирно блестели. <...> Прекрасный вечер, розовый закат и свежий живительный воздух».

Более детальным описанием храма в с. Богдановка можно считать ещё один документ – оценку строений, принадлежавших Казанской церкви, сделанную 19 июля 1910 г.: «Церковь – каменная, покрыта железом, окрашенным зелёною масляной краской. Длина церкви, считая и колокольню – 9 саж., ширина – 4 саж. 1 арш., высота – 1 саж. 2 арш. до верха карниза; на церкви – глава одна. Больших окон с двойными рамами – 6, малых – 2; дверей наружных железных – 1, внутренних – одна. Церковь холодная. Иконостас длинной 2 саж. 1 арш., высота – 3 саж. (оценен 500 р.). Ближайшая к сей церкви постройка – жилой крестьянский дом на северной стороне в 20 саж. Колокольня – одноярусная, высотою в 2 саж., строение хорошо сохранилось. Церковь оценена вместе с иконостасом в 3000 р.».

Наступил 1905 г. – время массовых народных волнений в России. Умами большинства интеллигентов овладели мысли о революции. Одержимым идеей переворота удалось вовлечь в него часть народа, соблазнив малых сих, а нарушение заповеди не возжелай имущества ближнего твоего привело к попранию заповеди не убий. Брат восстал на брата, сын поднял руку на отца, пролилась кровь. Богатые были уничтожены или изгнаны, но вместо обещанного «земного рая» в стране воцарились нищита, разруха и голод. «Зависть приводит к печальному концу тех, в сердцах которых она обитает. Она делает их повинными и вечному мучению, подвергает и временным страданиям и бедствиям», – так говорил свт. Тихон Задонский. В видении о судьбах России, явленном святому праведному Иоанну Кронштадтскому в январе 1901 года, открылась ужасающая картина: «Вижу массу людей, старые и молодые, все в страшном одеянии, вывесили пятиконечную звезду огромную; на каждом углу по двенадцати бесов; на середине – сам сатана со страшными рогами, соломенной головой, испускал он зловредную пену на народ».

Земли Богдановки после революции 1917 г. были распределенны по душам, а в 1924 г. здесь организовали колхоз «Заветы Ленина». Богдановская Казанская церковь разделила участь почти всех святынь Коломенской земли. В Богдановке с 1926 г. перестали венчать, крестить, отпевать. Не совершалась Евхаристия, умолк колокольный звон. В 1932 г. члены местной ячейки Союза воинствующих безбожников обратились в сельсовет с просьбой отдать церковь под клуб. При этом они ссылались на то, что «имущество закрытой церкви с каждым месяцем портится: ризы и многие другие облачения преют, в них завелись мыши, разная утварь и приборы расхищаются».

Во внутренней части храма были вскрыты каменные полы, из гробницы, которая находилась под полом в трапезной части, поднято тело Устина Григорьевича Желтухина. На мундире усопшего находились золотые часы, их «экспроприировали». Всё, что ранее не было расхищено, теперь забрала новая власть. Сняли колокола, вывезли церковную утварь и оставшиеся иконы.

Церковь в своём прежнем виде простояла до конца Великой Отечественной войны. В послевоенные годы храм претерпел серьёзные внешние изменения: была разобрана звонница, восьмерик, заложили несколько оконных проёмов. В результате от гармоничного белокаменного здания осталась лишь обезображенная нижняя часть.

Обезглавив храм и частично разобрав стены, помещение перестроили: оно стало одноэтажным. По словам старожилов, в переделанной церкви внутренний вид и обстановка были далёкими от прежнего облика: «Войдя внутрь, мы увидели, что в бывшей трапезной части, в правом углу, стояла небольшая печь, слева находились небольшие комнаты, где занимались своей работой учётчицы. По коридору прямо, на месте четверика, где когда­то с амвона священник и дьякон возносили молитвы, теперь находилась комната председателя колхоза».

В алтарной части храма, во святая святых, находился склад горюче­смазочных материалов. По воспоминаниям жительницы с. Богдановка Антонины Ефремовой, в алтаре ещё были видны небольшие фрагменты росписи. На сохранившемся своде был изображён Господь, которого она смущалась. Дверные проёмы Царских и дьяконских врат были заделаны кладкой в полкирпича, а в оконном проёме с восточной стороны был проделан вход. Около 1950 г. в четверике и трапезной сделали ремонтную мастерскую и гараж.

Нынешние богдановцы уже не помнят ни имени, ни судьбы последнего священника их родного храма до его закрытия. Дом священника, находившийся неподалеку от храма, стал колхозным общежитием, а дом последнего старосты переделали и устроили в нём магазин. Приходское кладбище подверглось поруганию и разорению. Надо отметить, что часть надгробных памятников всё же сохранилась, их вывезли в неизвестном направлении только в 1990 г.

В годы лихолетья верующие жители Богдановки железной дорогой добирались в Ступинский район, где в с. Верзилово оставался незакрытым храм Преображения Господня.

Село продолжало жить без своей святыни. Богдановка и прежде была немноголюдной, а к середине ХХ в. почти опустела. Но в послевоенные годы Коломенский район стал пополняться переселенцами из Рязани, Тамбова и других городов. Осели некоторые и в Богдановке. Колхоз «Заветы Ленина» вошёл в состав совхоза «Индустрия». В 1960­е гг. в Богдановке насчитывалось 25 хозяйств и всего 80 жителей.

К концу XX в. в селе стало уже 66 хозяйств и дворов, число жителей – как в середине XIX века: 169 человек. А святыня всё так же стояла поруганной, обезображенной настолько, что в ней едва можно было узнать облик храма, и ждала своей участи.

Время возрождения

Бог поругаем не бывает. Гал. 6, 7

Храм находился в запустении 77 лет. 22 ноября 2003 г. в Богдановке образовалась община верующих, которая обратилась к благочинному церквей Коломенского округа протоиерею Владимиру Пахачеву с прошением о начале восстановления храма. По благословению Митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия храм был возвращён верующим. Но всё, что от него осталось к тому времени, это четыре стены чуть выше человеческого роста. Так началось возрождение церковно­приходской жизни, а вместе с нею – реставрационно­восстановительные работы, которые возглавил архитектор­реставратор Б.Г. Могинов.

В 2003 г. по благословению Владыки Ювеналия был назначен первый после передачи храма Церкви настоятель – протоиерей Владимир Пахачев. На него легли основные труды и заботы по восстановлению святыни и дело пробуждения людей от духовного сна. С назначением настоятеля в разрушенных стенах храма после долгих лет запустения начали совершаться молитвы, зазвучали первые песнопения. Уже после первого молебна перед началом всякого доброго дела прихожане приступили к расчистке территории. Церковь постепенно стала приобретать прежний вид. Так, весной 2004 г. были размурованы проходы, сломаны лжепотолки бывшего склада, восстановлены исторические формы сводов и старинные полы, пробиты оконные проёмы. Слаженно работала бригада реставраторов­умельцев, а с ними – и местные жители, помогавшие восстановлению храма. Все желающие присоединялись к этому труду, и работа закипала с новой силой. Все были рады помочь великому начинанию. Внутренние первоочередные работы велись в том же стремительном темпе, так как было решено восстановить храм к осенней Казанской, к престольному празднику. Повторилась древняя история: как когда­то, в 1748 г., храм возвели меньше чем за год, так церковь была возрождена и в 2004 г. Но реставрировать старое, разрушенное, порой сложнее, чем построить новое. Надо было воссоздать именно такой храм, каким он был в 1748 г. Его восстанавливали по сохранившимся фотографиям. Много пришлось потрудиться всем, прилагая свои способности и труд, и вскоре храм предстал в своей былой красоте. Было полностью восстановлено всё церковное здание: трапезная часть со звонницей, притвор, восьмерик, а над ним главка, воздвигнуты кресты, установлены пять новых колоколов, отлитых на средства благотворителя Н.В. Куликова в память о его матери – Е.C. Галкиной, которая привила сыну любовь к Богу и Церкви Христовой.

И вот 4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери, раздался колокольный звон, созывая народ на молитву. Храм в этот день был убран цветами, всё в нём радовало глаз. Протоиерей Владимир Пахачев в сослужении священника Леонида Суханова совершил первую после 1926 г. Божественную литургию.

Надо ли говорить о значении этого события для Богдановки с её округой! Ликовал народ, ликовал хор, пели так слаженно, как будто певчим невидимо помогали ангелы. Впервые прихожане причастились Святых Христовых Таин. По окончании Литургии состоялся крестный ход вокруг храма, и опять зазвонили колокола, раздаваясь по округе радостным звоном. Настоятель поздравил всех с торжеством – престольным праздником Заступницы Усердной Богородицы, и восстановлением храма: «Церковь – это открытое Евангелие, которое просвещает и освещает всё вокруг». Прозвучало многая лета настоятелю, устроителям, благотворителям и жителям села. Но особенно были отмечены старания Н.В. Куликова. От лица прихода настоятель вручил ему Казанскую икону Божией Матери.

6 января 2005 г. Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Новодевичьем монастыре г. Москвы был рукоположен в сан диакона, а 8 января в Тихвинском храме г. Коломны возведён в сан пресвитера Алексий Виноградов, будущий настоятель Казанского храма. Cам о. Алексий (р. 1983) – уроженец Коломенской земли. В 1999 г. он закончил Сергиевскую среднеобразовательную школу и поступил в Коломенский медицинский колледж, а после – в Коломенскую Духовную семинарию, которую окончил в 2009 г. Теперь на плечи молодого священника легли задачи по дальнейшему восстановлению и благоустройству храма и созиданию приходской жизни.

Уже весной 2005 г. церковь обнесли оградой, начали благоустраивать церковную территорию, возвели крестильный домик с баптистерием. Вскоре в храме установили новый, резной иконостас. Иконы для него писал заслуженный художник РФ П.Т. Стронский. Ранее, в 1990­х гг., он вместе с другими известными художниками расписывал храм Христа Спасителя. Для Казанского храма заслуженным художником была выполнена роспись над иконостасом, созданы два стеклянных витража: в алтарной части и в крестильном зале; выложены из смальты мозаичные образа: Казанской Божией Матери на западной части храма и святителя Николая на северной стене. Эти уникальные образа не только украшают внешний облик храма, но и дают возможность помолиться, проезжая или проходя мимо этой церкви.

Благодаря протоиерею Владимиру Тимакову, настоятелю храма прп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове (г. Москва), были переданы частицы святых мощей вмч. и целителя Пантелеимона, вмч. Меркурия, мчч. Евстафия, Трифона, Иакова; прпмц. Евдокии, прп. Георгия Хозевита. Все частицы были помещены в ковчежец и высталены в Казанском храме для поклонения. Настоятельница Покровского монастыря в Москве передала икону блаж. старицы Матроны Московской с частицей её мощей. В храм также были переданы старинная икона Казанской Божией Матери и образ св. Николая Чудотворца.

В работах по благоустройству особое внимание уделялось и тому, чтобы придать красоту территории вокруг храма. Здесь были устроены фонтан, удобные лавочки, разбиты цветники, а трудами Ю.Л. Куликовой – высажены розы, которые теперь украшают храм в летнее время.

В 2006 г. на месте, где некогда находился дом последнего старосты храма, стараниями благотворителей были построены два здания: церковно­приходской дом священника и воскресная школа. Она открылась ещё осенью 2003 г.и поначалу размещалась в сельском клубе. Теперь школа обрела собственное помещение и обустроенную детскую площадку. В ней сегодня обучаются дети от 5 до 18 лет. На уроках им преподают Священное Писание, показывают видеофильмы духовно­нравственного содержания. Кроме того, детей обучают основам музыкальной грамоты, пению, прикладному искусству: лепке, рисованию. Здесь они развиваются, ставят сценки к праздникам, выступают перед прихожанами.

Сегодня, как и когда­то, Казанский храм стал духовным центром с. Богдановка. Здесь вновь совершаются самые важные события в жизни человека: Причастие Святых Христовых Таин, крещение, венчание, отпевание... Но вместе с тем возрождение из небытия Казанского храма стало значимым событием и для всей Коломенской земли. Её украсила ещё одна православная святыня, вызывающая у каждого приходящего сюда благоговение и радость о Господе.

Великое событие

16 ноября 2008 г. в духовной жизни с. Богдановка состоялось знаменательное событие: Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение Казанского храма. В этот хмурый ноябрьский день, среди грустных картин осенней природы на фоне свинцового неба нарядная белая церковь смотрелась сказочным теремом. Огоньки свечей и лампад тепло мерцали в небольших окнах, а колокола на звоннице далеко разносили благую весть: ещё один храм Русской земли восстал из руин. Нет больше мерзости запустения (Мф. 24, 15­16), восстановлена красота, некогда попранная нашими предками!

К 9 часам утра небольшая церковь была заполнена людьми: пришли не только жители Богдановки, но и прихожане из соседних сёл, приехали коломенцы. Во время великого освящения храма и Божественной литургии Владыке Митрополиту сослужили благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев, ректор Коломенской Духовной семинарии протоиерей Николай Качанкин, настоятель Казанской церкви священник Алексий Виноградов и настоятель храма Пресвятой Троицы в Щурове протоиерей Вадим Маркин. Украсило богослужение пение хора Коломенской Духовной семинарии под руководством иеромонаха Константина (Островского).

За Литургией было совершено две хиротонии: диакон Иосиф Тогубицкий был рукоположен во священника, а Сергей Агафонов – в диакона. Во время малого входа Митрополит Ювеналий за усердные труды по возрождению Казанского храма наградил его настоятеля священника Алексия Виноградова правом ношения набедренника и камилавки.

По окончании богослужения отец Алексий приветствовал Владыку митрополита, поблагодарив его за совершённое Великое освящение. На память об этом событии Его Высокопреосвященству была преподнесена Святая панагия. В свою очередь, Митрополит Ювеналий обратился к молящимся с архипастырским словом, а затем вручил церковные награды наиболее потрудившимся в деле возрождения святыни. За труды по восстановлению церкви настоятель храма священник Алексий Виноградов был награждён медалью преподобного Сергия Радонежского I степени. Ктитор Н.В. Куликов получил из рук Митрополита Ювеналия орден преподобного Серафима Саровского III степени. Владыка также благословил его Казанской иконой Божией Матери. Заслуженный художник России П.Т. Стронский, расписавший храм, был награждён орденом преподобного Андрея Рублева III степени. Благодарственные грамоты Митрополита Ювеналия получили и наиболее активные прихожане – те, кто своими трудами и заботами способствовали возрождению церковной жизни в Богдановке.

После гостеприимной трапезы и небольшого концерта в здании приходской воскресной школы Владыка Ювеналий и сопровождающие его лица посетили подворье храма – святой источник, посвящённый иконе Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша».

Слово митрополита

Коломенского и Крутицкого Ювеналия

на Великом освящении храма

Дорогой отец Алексий, всечестные отцы, глубокоуважаемый Николай Васильевич <Куликов – Прим. ред.>, руководители Коломенского района, возлюбленные братья и сестры! Очень промыслительно, что на сегодняшнее наше торжество пришлось воскресное евангельское чтение о чуде, которое Господь совершил, воскресив дочь Иаира (Лк. 8, 41­56). Также в этом евангельском повествовании говорится об исцелении Господом женщины, которая не могла найти помощи у врачей.

Когда мы вспоминаем годы богоборчества, видим по всему лицу России позор атеизма – разрушенные и осквернённые святыни. Но Господь силён воскресить веру людей, как воскрешал из мёртвых тех, к кому прикасался. Мы счастливы, что Господь принимает наше покаяние, возвращая нам радость веры. Господь воскрешает в наших сердцах и любовь, и водительство Церкви для спасения наших душ.

Страшно смотреть на ту фотографию, которая помещена в брошюре о Казанском храме. В годы богоборчества ничего уже не напоминало о том, что здесь был храм Божий. Велика милость Божия, что мы сегодня видим эту святыню в большем великолепии, чем это было ранее. Конечно, дорогие братья и сестры, духовенство не имеет возможности без помощи мирян­благотворителей, людей доброй воли поднять из руин наши храмы. Мы счастливы, что много людей в Подмосковье все последние годы проявляло жертвенную любовь и помощь в восстановлении осквернённых святынь. Но сейчас есть храмы, в том числе и в Коломенском районе, которые ждут своих благотворителей, жертвователей, строителей, чтобы быть возрождёнными в былой красоте.

Господь послал сюда человека, который в память своих родителей, особенно его благочестивой матери – рабы Божией Елены, взял на себя возрождение вашего Казанского храма. Я неоднократно встречался с Николаем Васильевичем Куликовым, который воспитан своими родителями в вере, у которого она не угасла в годы атеизма.

Теперь вокруг этой святыни возрождается и духовная, и общественная, и культурная жизнь села. Так было всегда на Руси: храмы и монастыри являлись средоточием различных сфер деятельности наших предков.

Большое значение имели пастырские труды отца Владимира Пахачева, нашего благочинного, который первым начал благословлять созидание здесь храма.

Мне хочется особенно сказать сегодня о нашей Коломенской Духовной семинарии, которая воспитывает добрых пастырей. Уже много выпускников семинарии трудится в Московской епархии. И нынешний настоятель, отец Алексий, также питомец этой духовной школы. Он воспринял всё лучшее, чему учат в нашей семинарии, и явился здесь преемником отца Владимира по пастырству. Несмотря на свой юный возраст, отец Алексий показал пример самоотверженного, ревностного и жертвенного служения Святой Церкви и этому приходу.

Очень трогательно, что много было сегодня детей, которые причащались Святых Христовых Таин. Это показывает, что здесь уже наладилась духовная жизнь. И эти дети, когда вырастут, вспоминая историю своего храма, уже никогда не поднимут руку, чтобы осквернить дом Божий.

Я очень счастлив, что вижу вас сегодня, объединённых верой, любовью, молитвой! Сердечно поздравляю с этим радостным для нас событием и юбилеем 260 ­летия Казанского храма! Надеюсь, что всякий, кто будет посещать эту возрождённую святыню, будет находить здесь утешение, радость, исцеление души и тела, как это было во времена Христа, как это происходит сегодня.

 

 

Завершение строительства купели

 

Строительство купели. Август 2014г

Великое освящение храма. 16 ноября 2008 года